Хэлка (helce) wrote in svjatopolk,
Хэлка
helce
svjatopolk

Categories:

Польский костюм 11 века. Мужской.

Маленькая декларация. Мы не маньяки-реконструкторы ;), поэтому требовать от игроков одежды из натуральных тканей, сшитой по аутентичным выкройкам и без применения швейных машинок мы никоим образом не собираемся. Более того, с высокой вероятностью опытные ролевики смогут подобрать часть костюма из уже имеющегося ролевого гардероба. Но тем не менее отнеситесь внимательно к рекомендациям по поводу общего вида и фасона, чтобы выглядеть адекватно отыгрываемой эпохе.

О тканях.
Что носили.
Одежду делали в основном из льна и шерсти. Льняная ткань в естественном виде белая, реже серая - если плохо отбелена, шерстяная – в зависимости от цвета овечки: белая, серая, черная, коричневая. Кроме того, в 11 веке уже умели красить ткани в самые разные цвета. Знать также часто шила одежду из привозных тканей, это могли быть шелк, парча, хлопок, те же лен и шерсть самой разной выделки. Привозные ткани могли быть однотонными или с самыми разными узорами.
Чем отыгрываем.
Любой тканью по желанию игрока, лишь бы все это смотрелось антуражно и по жизни было удобно. Единственное ограничение: если персонаж очень беден, он вряд ли может ходить в одежде из дорогой ткани (ну разве что ему эту одежду подарили).

Мужской костюм.

Идем снизу вверх.

Обувь.
Что носили.
Носили и сапоги, и башмаки. Самыми простыми башмаками были поршни. Их кроили из одного куска ткани и стягивали шнурком по верхнему краю. Были башмаки более сложного кроя, из нескольких деталей, с отдельно пришитой подошвой, по силуэту что-то вроде современных полуботинок. Сапоги делали с довольно узким прямым голенищем, по силуэту что-то вроде современных армейских сапог, высота примерно под колено, по верхнему краю мог быть продернут шнурок, который стягивал сапог под коленом. Были также сапоги с коротким голенищем, чуть выше щиколотки, по силуэту что-то вроде ботинок, но без разрезов и шнуровки.
Чем отыгрываем.
Вполне подходят современные армейские сапоги, хромовые или кирзовые. Или любые другие сапоги похожего силуэта. В таком варианте штаны просто заправляются в сапоги.
Можно одеть укороченные полусапожки. Подходят также современные полуботинки или летние закрытые туфли, но без шнуровки и без пряжек. В таком варианте ногу от колена до щиколотки надо поверх штанов обмотать обмотками или онучами, а поверх обмоток - шнурками. Либо одеть поверх штанов гетры, из ткани или кожаные, высота от щиколотки до колена или как минимум до середины икры.
Из общих соображений: персонажу более знатному и богатому больше подходят сапоги, персонажу более простому и бедному более подходят башмаки с обмотками. Цвет обуви – что-нибудь нейтральное, предпочтительнее темное. (Разве что сапоги у персонажа настолько шикарные, что должны бросаться в глаза, тогда подойдет любой яркий цвет.)

Штаны.
Что носили.
Практически у всех славян Восточной Европы штаны шились одного типа: длиной до щиколотки, не очень широкие, свободно облегающие ногу (в отличие от Западной Европы, где штанины были в обтяжку). По типу это было что-то вроде современных пижамных штанов, по талии штаны стягивались шнурком.
Чем отыгрываем.
Можно использовать любые подходящие пожизневые брюки и даже джинсы (только подходящего цвета, например, черные, и без контрастной отстрочки), лишь бы удобно было. Если персонаж носит сапоги, штаны заправляются в сапоги, если персонаж носит башмаки, штаны от щиколотки до колена надо обмотать онучами либо одеть гетры.


Нижняя рубаха (назовем это так).
Что носили.
Рубаха Т-образного силуэта. Прямая или слегка расширяющаяся трапецией. Длина до колена или немного ниже. Рукав до запястья, довольно узкий. Под мышкой вероятнее всего вшивалась ластовица. Воротника нет, вырез горловины круглый, впереди посередине небольшой прямой разрез, который мог застегиваться на пуговицу или на фибулу, или (реже) завязываться на шнурок.

Воротник, запястья и подол могли украшаться вышивкой. У более зажиточных людей могли одеваться две рубахи одна на другую, нижняя как белье, а верхняя как собственно рубашка.
Чем отыгрываем.
Летом по жаре нет смысла делать две рубахи, ограничимся одной. Ткань выбираем тоже с учетом удобства, чтобы не жарко днем и не холодно ночью. Рубаха может быть белой или цветной. В качестве отделки можно вышивку, можно ничего не делать. Тесьму все-таки не стоит, сразу вид получается слишком уж современный.


Верхняя туника (назовем это так).
Что носили.
Носить могли два варианта. Первый вариант (встречался практически во всех европейских странах, на Руси, в Византии): накладная одежда Т-образного силуэта, от талии расширяющаяся трапецией, длина чуть ниже колена, рукав длиной до запястья, довольно узкий, вырез горловины круглый (либо такого размера, чтобы проходила голова, либо под горло и с небольшим прямым разрезом спереди). Второй вариант (встречался реже первого и чаще именно в странах Восточной Европы): накладная одежда Т-образного силуэта, слегка расширяющаяся трапецией, длина до колена или до середины икры, рукав длиной до локтя, прямой, умеренно широкий (заметно шире рукава нижней рубахи), вырез горловины круглый (либо такого размера, чтобы свободно проходила голова, либо под горло и с небольшим прямым разрезом спереди, разрез застегивался на пуговицу или на фибулу). Оба варианта опоясывались, причем обычно над поясом делался небольшой напуск. Узор – что-нибудь геометрическое, например комбинации крестов и ромбов. Можно расшить жемчугом или бусинами.
В дополнение к «верхней тунике» можно сделать «зарукавья» - что-то вроде наручей, но из ткани. Длина от запястья почти до локтя (примерно три четверти длины предплечья или чуть больше). Зарукавья должны плотно облегать предплечья, поэтому удобнее всего сделать их на шнуровке, но можно также на пуговицах или на потайных крючках. Зарукавья могут быть сшиты из той же ткани, что и «верхняя туника» и украшены в том же стиле. Могут одеваться под наручи, поверх наручей или вместо наручей :).
В итоге силуэт костюма при сочетании «верхняя туника» плюс «зарукавья» получается такой же, как при сочетании кольчуги с рукавом до локтя плюс наручи. Выигрышно смотрится, создает запоминающийся образ, соответствует историческим аналогам по месту и времени. Для отличия поляка от русского (что принципиально для нас), больше рекомендуется второй вариант, так как на Руси распространен первый вариант - с длинным узким рукавом.


Пояс.
Что носили.
Пояс – гордость мужского костюма. Пояса были кожаными, не очень широкими, с множеством металлических деталей: пряжка, хвостовик, различные накладки (иногда пояса состояли из двух-трех частей, каждая часть со своим хвостовиком, части соединялись кольцами, к кольцам на цепочках крепились различные подвески и оружие), металлические детали могли быть бронзовыми, серебряными, позолоченными. К поясу крепились также ножны меча, накладки на ножнах могли быть сделаны в том же стиле, что накладки на поясе. Тканые и плетеные пояса носили обычно люди бедные, которые не могли себе позволить кожаный пояс.
Чем отыгрываем.
У кого какой пояс есть подходящий, тем и отыгрываем. Например, офицерский ремень. Лишь бы удобно было и не очень современно смотрелось.


Плащ.
Что носили.
Плащи носили и для тепла, и для солидности. Шили их и просто из ткани, и подбитые мехом. Парадные плащи могли быть из дорогих привозных тканей, украшаться вышивкой, жемчугом, драгоценными камнями. Минимальная длина плаща до середины икры, а парадные плащи могли быть даже до земли. Фасоны от классического полукруга до простого прямоугольника или овала, накинутого на плечи. Плащ мог скрепляться шнурами либо различными застежками или закалываться фибулой. Мог накидываться на оба плеча (в принципе, это вариант более поздний, а по тем временам, скорее, женский) и скрепляться на груди, мог накидываться на левое плечо и скрепляться на правом плече (левши, наверное, делали наоборот :) ).
Чем отыгрываем.
Любым подходящим плащом по желанию. Не обязательно носить плащ, не снимая всю игру, но для всяких официальных и парадных ситуаций (прием иностранного посольства или парадная фотография :) ) плащ весьма желательно иметь, особенно персонажам более высоких сословий.


Головной убор.
Что носили.
Мужчины в обязательном порядке носили шапки. Шапки могли быть из ткани или войлочные. Форма верха – круглая, либо плотно прилегающая к голове (чаще), либо более высокая, типа колпака. Вокруг по нижнему краю шапки могли прикрепляться металлические накладки или могла быть пришита полоска меха (например, княжеская парадная шапка всегда была с полосой меха).
Чем отыгрываем.
Не обязательно носить шапку всю игру, не снимая, но шапка обязательно нужна в различных парадных либо этикетных ситуациях (например, снять шапку либо здороваясь, либо входя в храм и т.п.)
Учитывая лето и жару шапку лучше всего сшить из легкой материи или посадить на хлопчатобумажную подкладку. Если шить шапку с меховым околышем, полоску меха можно сделать совсем узкой, чисто символически для вида. Покрой шапки – можно сделать из четырех клиньев (например, типа кардинальской шапочки, но кардинальская закрывает только макушку, надо увеличить в длину, чтобы нормально закрывала голову).
Резюме: для мужского населения команды Польши, шапки обязательны. Для простолюдинов – колпаки без отделки, для рыцарского и купеческого сословия – лучше всего с полосой меха.

Прическа.
Что носили.
Мужская прическа, как правило, была короткая. Кроме того мужчины носили бороду и усы либо только усы без бороды.
Чем отыгрываем.
Менять специально прическу нет необходимости. Хорошо будут смотреться и короткие волосы, и длинные. А вот усы отпустить желательно. (В крайнем случае, вариант - подгримироваться). Для единства стилевого решения внешности команды остановимся на варианте «только усы без бороды» (это также позволит отличить поляка от русского, так как на Руси в то время носили бороды).


Украшения.
Что носили.
Главное украшение мужчины – усы (смотри выше) и хорошее оружие. Богато украшенный пояс. Кроме того, мужчины носили перстни, различные фибулы и застежки для плащей, туник, рубашек. Могли носить шейные гривны (хотя гривны скорее типичны для Руси и Византии), могли носить цепи с медальонами и без них, могли также носить различные медальоны и подвески на простом шнурке.
Чем отыгрываем.
Оружие и пояса – насколько позволяет социальный статус и богатство персонажа. Остальное – по желанию игрока, характеру и достатку персонажа. Для персонажа знатного и богатого желательно цепь на шею и один – два перстня (разве что он из принципа украшений не носит).
Если вы желаете как можно точнее соблюсти историческое соответствие, не забывайте, что тогда не умели гранить драгоценные камни - так что украшения лучше подбирать с полусферическими кабошонами, крепленными в оправу не "усиками", а глухим кастом.



Авторство текста, кукольного гардероба и фотографий - Хинэко.


Женский костюм вскоре последует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments